День 1: Катманду – Джири.

Путешествие к базовому лагерю Эвереста я начал из небольшой деревеньки Джири (англ. Jiri, неп. जिरी). Добраться до туда из Катманду можно двумя способами по одной и той же дороге: арендованный джип или междугородний автобус. Я сделал выбор в пользу второго. Мне нравится перемещаться по незнакомой территории на общественном транспорте, так как пользуясь им ты становишься частью той самой «не туристической» культуры, окунаясь с головой в лайфстайл локальной тусовки. К тому же, проезд на автобусе стоил в два раза дешевле, чем на джипе, что изначально подходило под один из основных критериев моего путешествия – экономно.

За день до начала маршрута я отправился в миграционную службу для продления своей 30-ти дневной визы на 8 дней.

!Стоимость визы на 30 дней – 40$, на 90 – 100$. Можно продлять 30-ти дневную визу в посольстве, оплачивая необходимое количество дней. Получается значительно выгоднее, если вам, например, нужно провести чуть больше, чем 30 дней и гораздо меньше, чем 90. Делать это нужно до начала трека, что бы избежать оверстэя.

Свой обратный путь я спланировал через Ратна парк (англ. Ratna park, неп. रत्न पार्क), возле которого находилась автобусная станция. Я узнал расписание и купил билет: автобус отправлялся в 5 утра.

На следующий день, наученный опытом путешествий по Азии, я пришел на станцию уже к 4-ём часам утра. От хостела до станции было около получаса неспешной ходьбы. Уже светало. Легкий ветерок в предрассветное утро неплохо бодрил меня. Город просыпался и на станции начали появляться первые люди.

Я принялся бродить по станции и искать нужный автобус, расспрашивая попадавшихся мне на пути людей. Но при упоминании слова «Джири» они лишь разводили руками, бормоча себе под нос слова на непонятном для меня языке.

Спустя 30 минут блужданий и попыток завязать разговор я наткнулся на водителя нужного мне автобуса. Он, конечно же, обрадовался необычному пассажиру и поспешил проводить меня в салон, попутно закинув мой рюкзак в багажный отсек.

Я оказался первым пассажиром. Недалеко от водительского кресла, воткнутая в крошечную щель обивки салона, тлела палочка благовония, распространяя свой пряный аромат по всему салону.

Ко времени отправления автобус уже трещал по швам от наполнявших его людей. Маршрут оказался настолько популярным, что пассажиры сидели и стояли вплотную друг к другу, а несколько человек даже торчали из открытых дверей. Кто-то толкался, кто-то ругался, а кто-то уплетал за обе щеки купленный на станции жареный початок кукурузы. Купив билет заранее, я обеспечил себе сидячее место, идеально подходящее для наблюдения за происходящим вокруг безумием. Предстояло 11 часов пути.

Не успев выехать за городскую черту, автобус резко остановился. Краем глаза я заметил фигуру человека, пролетевшую мимо моего окна. Посмотрев в окно я увидел, что теперь эта фигура лежала под автобусом.

«Приехали.» – подумал я. Но не прошло и нескольких секунд, как казавшийся уже без признаков жизни мужчина неспешно встал, отряхнулся и, как ни в чем не бывало, зашел в автобус.

Спустя полминуты, оправившись от легкого шока, я восстановил произошедшую картину: в дверном проеме толпится много народу и при резком торможении из проема выпал один из пассажиров. И, судя по реакции окружающих, это была штатная ситуация.

Дорога была пыльная и я пожалел, что не взял с собой маску на лицо. Местные, однако, были без масок. Уже привыкшие к пыльным дорогам, для них подобное путешествие было не впервой.

За 11 часов пути наш автобус останавливался четыре раза. Я не понимал принцип этих остановок: кто-то просил водителя остановиться или же это были регулярные остановки на маршруте. Однако, они совсем не выглядели как те остановки, к которым привык я. Автобус останавливался на обочине без каких-либо примечательных для этого знаков.

На середине пути из автобуса вышли двое мужчин и затеяли драку, после которой лишь один из участников зашел обратно. Второй же остался стоять на обочине и провожал взглядом скрывающийся за серпантином транспорт.

За час до прибытия в Джири автобус остановился на обед. За 250 рупий в придорожном кафе кормили дал батом. Дал бат (दाल भात) – национальное Непальское блюдо: чечевица, тушеная с овощами («дал») с вареным рисом («бат»)

По местным меркам, цена была выше средней. Однако, обед оказался по истине вкусным, а порции – гигантскими. К тому же, можно было просить добавки в виде риса или обжаренных овощей.

В целом, несмотря на весь происходящий трэш во время поездки, автобус произвел на меня положительное впечатление. Местные жители были настроены ко мне исключительно дружелюбно. Один мужичок, сосед по креслу, то и дело, норовил показать мне фотографии на своем стареньком смартфоне. Несмотря на свой скудный английский, ему удалось рассказать мне множество историй из собственной жизни и жизни его семьи.

Прибыв в пункт назначения, я поспешил достать свой рюкзак из багажника автобуса. На время переездов между городами, я всегда использую штормовой чехол для защиты рюкзака от дождя и грязи. И, как выяснилось – совсем не зря. Заглянув в багажный отсек, я обнаружил его покрытым внушительным слоем пыли.

Не успев вытащить рюкзак, я почувствовал, как кто-то тронул меня за плечо. Обернувшись, я увидел коренастого непальца, который тут же начал помогать мне с рюкзаком и на понятном английском предложил остановиться у него в отеле. Дело в том, что Джири не очень популярен среди туристов и местные бизнесмены готовы драться за каждого клиента, вытаскивая их прямо из автобуса. Помните, в Шантарам был Прабакер? Маленький человечек, который встречал прибывших на автобусе туристов, чтобы предложить жилье в отеле и слегка нажиться на этом?! Так вот, этот непалец в Джири был его точной копией. Он предложил мне жилье, обещая горячий душ и теплую постель. На вопрос о стоимости, в ответ я получил расплывшую по всему лицу улыбку и приглашение осмотреть комнату. Уставший, я поплелся за ним до отеля, свалив на его плечи свой громоздкий рюкзак.

Осмотрев комнату на втором этаже я спустился на первый, что бы ознакомиться с меню и обсудить конечную стоимость жилья. Удивленный ценой в 500 непальских рупий за ночь, я все же принял решение остановиться здесь. После 11-ти часового переезда, грязный и вспотевший я мечтал о теплом душе и горячем чае.

На ужине в этот вечер я решил сэкономить, заказав кипяток для чая и каши на завтрак. Не смотря на мои частые напоминания, кипяток я ждал около трех часов. Забегая немного вперед, я могу сказать, что это худший отель, который попался мне на пути к базовому лагерю Эвереста. Я был наслышан, что местные с большой неохотой продают кипяток, так как приготовленную еду продавать втридорога гораздо выгоднее. К счастью, с подобным я столкнулся только один раз.

Пока я ждал кипяток, ко мне за столик подсели парень и девушка  миловидная пара из Голландии. Они уже заканчивали свое путешествие и остановились на ночлег, ожидая завтрашний автобус. Как и я, они были далеко не в восторге от отеля.

По ходу нашей приятной беседы я узнал, что ребята только что закончили маршрут, который был запланирован мной. Не упуская возможности, я стал расспрашивать ребят об отелях и кафе: в каких стоит останавливаться, а какие лучше обходить стороной. В итоге отметил пару отелей и даже две французские кофейни. Да-да, вы не ослышались, оказывается и классную кофейню можно встретить в сердце Непала по дороге к Эвересту.

После долгого разговора ребята ушли спать, ну а я, вдохновившись рассказами о самой высокой точке планеты, остался в обеденной комнате ждать своего драгоценного кипятка.

В целом впечатление об отеле сложилось очень плохое. За высокую цену ночлега мне обещали приятный сервис, отдельный туалет и горячий душ, что само по себе уже является роскошью в подобных районах. На деле же, вода оказалась еле теплой, кухня – необоснованно дорогой, а туалет смывал через раз. К тому же, хозяин отеля умудрился обмануть меня на деньги, добавив налог в виде 7%. Я слышал про этот налог еще до путешествия. Его местные платят государству и поэтому периодически просят оплатить его туристам. Ну конечно же узнал я об этом налоге лишь при выселении, при оплате всех счетов. Это был небольшой урок мне и впредь подобных ошибок я уже не совершал.

Хоть было и прохладно, но спалось мне очень сладко. Ведь уже завтра меня ждали новые приключения и невероятные красоты гор.

1. Автобус: 580 руп.
  2. Еда в поездке: 250 руп.
  3. Отель (ночевка): 565 руп.
  4. Еда в отеле и кипяток: 200 руп.

Итого: 1595 руп. / 15$

Пройдено, км: 223 (из них 223 на автобусе)

15 апреля 2018 г.

День 2: Джири – Бандар.

Из-за холода и неспокойного сна я чувствовал себя только что сваренным сыром тофу, который, то и дело, норовил ускользнуть из палочек для еды неопытного и голодного туриста. Вылезти из-под одеяла и одеться, не стуча зубами, оказалось совсем непросто.

Не доев остывшую за холодную ночь кашу, из отеля я вышел лишь в 8 утра. Пройдя пару километров грунтовой дороги, я вспомнил об оставленной на зарядке в отеле экшн-камере. В надежде когда-нибудь избавится от рассеянности, скрипя зубами я вернулся за камерой, после чего продолжил свой путь.

Изредка провожая взглядом надоевший за одну ночь Джири, я уверенно шагал по широкой дороге не заглядывая в карту и… пропустил поворот на Бандар (Bhandar) в первый же день пешего маршрута. Заподозрив, что я уже долго иду на юг, а не на восток, как было нужно, я начал подозревать неладное. Дойдя до перекрестка с указателями, я достал карту и нашел нашел свое местоположение. Оказалось, что я шел в обход с набором высоты один километр, а затем таким же спуском. Дорога до Бандара этим маршрутом на карте казалась раза в два длиннее, чем мой изначально намеченный путь, ну а если учитывать подъем — то и во все три. Получается, что вместо одного дня придется идти два с половиной.

Изначально я планировал максимально бюджетное путешествие, поэтому этот длинный путь был для меня лишь на руку. Ведь на нем я миную чекпоинт в Шивалайе, на котором мне пришлось бы отдать 20$ за пермит. Большинство туристов, которые прилетают на начало трека на самолете, платят за пермит всего два раза, мне же пришлось бы платить три, так как мой маршрут захватывал на один национальный парк больше и, как следствие, был на 7-10 дней длиннее.

Пока я смотрел карту, мимо меня проехал молодой непалец на тракторе с прицепом. Я попросил его остановиться, отвесил национальное Намастэ и поинтересовался, не сможет ли он добросить меня в сторону Тхосе. На что получил отказ и отправился дальше пешком.

В Тхосе я оказался где-то ближе к полудню. Деревня оказалась довольно большой, но совсем не рассчитана на туристов. Белый человек для них — редкость. Выбора, где пообедать, было не много. Я остановился у небольшого магазинчика и познакомился с хозяином. Он оказался очень добр и предложил приготовить мне еды. Более того, он сказал, что в 50 метрах от его магазина находится автобусная остановка, откуда ежедневно отправляется автобус в Бандар. О май гад! Как я обрадовался! После я отведал наивкуснейшего далбата с добавкой (как и полагается), а часть еды положил себе в контейнер, на потом. А еще был свежесваренный кофе с молоком! Этот обед был просто райским.

Уже допивая вторую кружку кофе я достал мешочек с орехами, еще купленный в Катманду, и предложил их хозяину магазинчика. К этому моменту на меня уже собралась глазеть все хозяйская семья и пара соседских детей. Они же радостно налетели на мешок с орехами.

Хозяин оказался типичным Непальцем – добродушным и веселым буддистом. Мы долго общались с ним о разном. Уровень его английского был очень слабый, но я почему-то понимал его. Я достал карту и начал показывать ему свой маршрут, параллельно отмечая уже пройденные участки (я закрашивал маркером трек, который уже прошел). Его дети радостно присоседились к карте и начали искать Катманду. Конечно же, никакого Катманду там не было. Масштаб не позволял.

Когда наступило 3 часа дня – автобуса все не было и не было. Хозяин сказал, что если автобус не придет (а такое бывает), то я могу остаться ночевать у него за 150 рупий. У меня включилась паранойя и я подумал, что попался на развод. Но автобус пришел с опозданием на 15 минут. Хозяин выбежал на дорогу и остановил его. Я попрощался с ним и его семьей и сел в автобус.

Я не жалел, что пошел не той дорогой и отправился на автобусе. Во-первых, это был локал бас, и я чувствовал себя блондинкой с третьим размером груди – локалы пытались угодить мне, периодически ссорясь друг с другом кто из них будет уступать мне место. Во-вторых, пешком этот крюк я бы шел очень долго – пошел дождь и дорогу размыло. Было очень много грязи и даже автобус шел очень медленно, пару раз застревая. Все пассажиры, конечно же, выходили из него и толкали. И я тоже. Я такой же пассажир, как и все.

Дорога в Банглар
Дорога в Бандар

Дорога в Бандар проходила по серпантину (как и 95% дорог в этой местности). На одном из участков автобус остановился возле домика духов. Несколько непальцев поспешили закинуть в него монет и опрыскать водой из протекающего рядом ручья: данный обряд позволял получить благословение со стороны духов для успешного преодоления дорожной грязи и серпантина. Однако, до Бандара на автобусе мы так и не добрались. Дорога оказалась слишком размытой. Не доехав до деревни несколько километров, водитель вышел из автобуса, развел руками, а затем махнул рукой в сторону леса.

Уже стемнело. Понимая, что карта мне не помощник, включив налобный фонарик я поплелся за местными. Пробираясь сквозь лесные дебри, голову заполняли мысли о вкусном ужине и теплой постели.

Спустя 30 минут узкой лесной тропы, вдалеке показались огоньки деревенских домов. Словно оазис светился Бандар, заманивая людей в поисках ночлега и заставляя невольно ускорить шаг.

Я заглянул в первый попавшийся дом и не ошибся с выбором. На пороге меня встретила пожилая пара. Продемонстрировав классическое «Намасте», я спросил про ночлег и ужин, на что получил положительный ответ и принялся за осмотр спального места.

Мое жилье на одну ночь. Джири
Мое жилье на одну ночь. Бандар

Комната оказалась простой, но уютной. Приятным бонусом к ночлегу был свободный доступ к электричеству. Поужинав луковым супом и заполнив термос кипятком, я пожелал хозяевам спокойной ночи, поставил на зарядку свои электронные девайсы и лег спать.

1. Автобус: 250 руп.
  2. Обед (далбат + кофе): 150 + 50 руп.
  3. Ужин (суп луковый + кипяток): 150 + 50 руп.
  4. Ночлег: 200 руп.

Итого: 850 рупий / 8$

Пройдено, км: 40 (из них 27 на автобусе)